Ангкор Том

Джаяварман VII В 1181 году будущий кхмерский король Джаяварман VII одерживает долгожданную победу над флотом чамов на озере Тонлесап. После четырёхлетней оккупации Яшодхарапура была освобождена, но все деревянные сооружения были уничтожены пожаром, а все храмы безжалостно разграблены. Столица строится почти на прежнем месте, но центр перемещается на два километра к северу. Все эти изменения были спровоцированы реформами во всех сферах жизни империи. Принятие религии буддизма махаяны способствует упрочнению внешнеполитической позиции государства, возведя власть девараджи в абсолют. Благодаря развитию экономических и культурных отношений с буддистскими странами, достижению успехов в производстве в сельском хозяйстве, стремительному прогрессу в международной и внутренней торговли, Камбуджадеша вступает в золотой век.
Главной идеи буддизма - социальному равенству, удаётся очень быстро примерить с догмами культа девараджи и даже взаимно укрепить обе религии. Почитание бодхисатвы (богочеловека), объединяется с культом девараджи (бога-короля), в который раз убеждая, что кхмерский правитель является воплощением Создателя на земле. Симбиоз мифологии и действительности приобретает гипертрофированный вид и появляется в главном храме новой столицы нового правителя. Джаяварман VII берет власть в свои руки и провозглашает идею государственной централизации. Байон становится символом не только столицы и империи, но и всей вселенной. Лики Байона - это Авалокитешвара милосердный, чей взор устремлен на четыре стороны света, что является символом четырех состояний души, таких как : милосердие, сострадание, сочувствие и беспристрастность. Также это и олицетворение Джаявармана VII в аспекте бодхисатвы Авалокитешвары напоминающего всем вездесущность и всемогущество короля, власть и покровительство которого распространяется на всякого из его подданных.
Город, являющийся творением божества, строится с невиданным размахом. Главной темой становится миф о пахтанье Молочного океана. Байон, башни которого сияли золотом, как вершины священной горы Меру, играет роль взбивающей его мутовки. Перед воротами столицы боги и демоны тянут тело змея Васуки, для получения эликсира бессмертия империи, её несметные богатства и даруя победу над врагами. Врата Ангкор Тома Удивляет, что вопреки своему значению, символизирующий священную гору Меру храм Байон, был построен без неотъемлемых атрибутов, свойственных для сооружений подобного рода. Байон не имеет ограды, изображающей горные цепи, ни рвов, воплощающих первородный космос. Но они образованы стенами и рвами самого Ангкор Тома, с городскими воротами вместо гопур. Фактически, целый город располагался на храмовой территории, а не храм находился в городской черте.
Демонстрация превосходства духовной власти над светской, а божественной ипостаси девараджи над человеческим началом, была заложена в самом плане столицы. Ангкор Том представляет собой квадрат крепостных стена высотой до 8 метров со стороной более 3 километров и окружён рвом шириной 100 метров. Вдоль крепостных стен тянулась насыпь шириной 25 метров, поверх которой была проложена дозорная дорога. Каменные стены, сменившие деревянные укрепления Яшодхарапуры, завершались нависавшим профилированным карнизом, поверх которого шёл металлический гребень с острыми металлическими наконечниками. Ровно посередине, стены города прорезаны въездными воротами, ведущими к лестницам Байона. Таким образом, сам план города делает акцент на духовную основу государства, но авторитет державы был обозначен особо. Байон Ангкор Том С восточной стороны крепости, на 515 метров севернее осевых ворот, есть ещё одни, так называемые Ворота Победы. Проходящая через них дорога, соединявшая храм Та Прохм с дворцом, считалась центральной улицей Ангкор Тома. От главных ворот открывался вид на сияющие золотой крышей королевские палаты. Всякий, вошедший в святой город через Ворота Победы обязан был поклониться во все стороны, отдав дань уважения храмам и дворцу.
Центральные дороги делили город на четыре равные части. Северо-западную часть занимал королевский дворец, а северо-восточная часть была застроена дворцами членов королевской семьи и высшей знати, а также предназначалась для размещения гвардии и слуг. Юго-запад был отведён под парк с искусственными бассейнами и фонтанами, где собирались редкие растения, не встречающиеся в Камбодже. Эта часть города сохранила наибольшее количество руин малых сооружений, большая часть которых представляет собой лишь фундамент. Вероятно парк служил не только для эстетики. В нём располагалось великое множество ашрамов, в которых отшельники и аскеты предавались молитвам и медитации, занимаясь духовным самосовершенствованием. Возможно, что часть развалин это остатки ашрамов, деревянных сооружений, отштукатуренные внутренние стены которых были покрыты фресками на религиозные темы. С внешней стороны они окружались галереями, с установленными в них статуями Будды и других святых.
В юго-восточной части находился квартал, занятый постоялыми дворами, лавками, рынками и складами. Купцы с Востока, Индии и даже из Европейских стран обменивали здесь товары, также здесь находились посольства иностранных держав. Довольно странно, но несмотря на бурную международную торговлю кхмерские короли не чеканили монеты в период между III и XVI веками. В качестве денег использовался рис, который являлся одним из основных продуктов экспорта. Лишь в редких случаях его заменяли в расчётах небольшие кусочки серебра или золота, которые просто отрубали от слитков.
Вопреки сложившемуся мнению, в стенах города проживали лишь избранные. Основное население Ангкор Тома, насчитывавшее миллион человек, селилось в радиусе десятков километров вокруг столицы. Поблизости находились кварталы, в которых проживали священнослужители, жрецы, астрономы, маги, колдуны, музыканты, архитекторы, скульпторы, высокопоставленные государственные служащие, военные, ростовщики и богатые купцы. Ближе к окраинам шли дома ремесленников, мелких торговцев, различных служащих и солдат. Небольшие деревеньки были заселены крестьянами, обрабатывавшими принадлежащие храмам необъятные рисовые поля.
Чжоу Да-Гуань писал, что в Камбуджадеше действовал строжайший «табель о рангах» в отношении жилищ. Законом устанавливалось не только расположение дома по отношению к королевскому дворцу или городским стенам, социальный статус и ранг владельца определял размеры строения, количество комнат, используемые строительные материалы, внутренняя отделка и внешнее оформление дома.

Оставить комментарий

Для добавления комментария авторизуйтесь:
Войти через:
Заказать тур!
Оставить отзыв
No weather data found for [Cambodia, Phnom Penh, vertical]
Яндекс.Метрика